Вагоны

Высокая скорость сообщения обеспечивается, прежде всего, особенностями прокладки линии трамвая, но дополнительный эффект по увеличению скорости и надёжности работы трамвая обеспечивают следующие характеристики подвижного состава:

  • низкий уровень пола;
  • достаточное количество дверей;
  • наличие кабины в голове и в хвосте трамвайного поезда;
  • максимальная скорость движения до 90 км/ч.

Учитывая значительный пассажиропоток, высокую значимость системы для города и желание достичь максимального качества обслуживания пассажиров, к подвижному составу предъявляются дополнительные требования:

  • бесшумность (замеры шумов — на уровне автомобиля бизнес-класса);
  • двухступенчатое рессорное подвешивание для снижения вибрации;
  • высокая вместимость (300 и более человек);
  • надежная вентиляция и отопление вагонов;
  • наличие мест для пассажиров в инвалидной коляске, пассажиров с детскими колясками;
  • возможность прохода по всей длине вагона (сочленённый вагон).

По скоростным линиям могут двигаться как вагоны скоростных маршрутов (не выходящие за магистральные участки), так и вагоны, вливающиеся с общегородской «нескоростной» трамвайной сети. Если на скоростном участке есть станции с островными платформами (в междупутье) или такая линия оканчивается тупиками (вместо оборотных колец), то по такому участку невозможно движение традиционных вагонов трамвая с одной кабиной. В будущем подвижной состав трамвая будет унифицирован — все маршруты, следующие через скоростные участки будут оборудованы вагонами, предназначенными для скоростного движения.


Повышение скорости и надёжности

Низкий уровень пола означает, что пол салона размещается на уровне около 30 см. от головки рельса (уровень стандартного бордюра). Благодаря этому при входе в вагон нет ступенек и посадка пассажиров осуществляется намного быстрее, сокращается время простоя на остановке и увеличивается скорость сообщения. Эту же цель преследует достаточное количество дверей, чтобы пассажирам не нужно было долго проталкиваться к выходу.

Бесшумность современного трамвая достигла такого уровня, что шум от проходящего трамвая сопоставим с шумом автомобиля бизнес-класса или велосипеда. Для жителей Европы и США не возникает сомнения в том, что самым «громким» из видов общественного транспорта является автобус, трамвай же практически не слышно. За рубежом специальные инструкции регламентируют окраску трамвая в яркие цвета в связи с тем, что люди не определяют приближающийся трамвай на слух, настолько он бесшумен. В этом может лично убедиться всякий, кто посетит города с недавно построенными системами трамвая (Лондон, Париж, ряд городов Франции, США и другие).

Наличие кабины в голове и хвосте трамвайного поезда (челночный вагон) обеспечивает возможность менять направление движения без его физического разворота, аналогично поездам метро. Вместо трамвайного кольца, для которого требуется территория и въезд на который может быть сопряжён с пересечением дорог, для оборота таких вагонов требуется только стрелочный съезд между путями, поэтому оборот этих вагонов можно устраивать практически на каждой остановке. В случае непредвиденных задержек и аварий (которые возможны на любом виде транспорта) поезда скоростного трамвая не окажутся заблокированными (как на традиционном трамвае), а обернутся, аналогично поездам метро, на ближайшем съезде. При аварии на одном из путей возможно осуществление челночного движения по второму пути.

Двухступенчатое рессорное подвешивание позволит уменьшить неподрессоренную массу вагона. В используемых ныне вагонах подрессорен только кузов, в то время как тяжелые тележки с находящимся на них оборудованием (двигатели, редкуторы) опираются на колеса без рессор, из-за чего разрушается путь, увеличивается шум и вибрация. Двухступенчатое рессорное подвешивание предусматривает дополнительную ступень подвески, в результате неподрессорненными остаются только колёса вагона, что значительно сокращает шум и вибрацию, уменьшает нагрузку на рельсы и способствует уменьшению износа пути.

Асинхронный тяговый привод и современные системы управления значительно снижают расход электроэнергии, повышают плавность разгона и торможения вагона и практически не требуют затрат на обслуживание. В отличие от традиционных коллекторных двигателей, в асинхронных отсутствет трение контактных щёток, благодаря чему такие двигатели намного легче, надежнее и эффективнее в эксплуатации.


Разновидности вагонов

Вагоны, удовлетворяющие требованиям для скоростных трамвайных линий, производятся многими крупнейшими мировыми производителями рельсового подвижного состава, в том числе корпорациями Siemens, Alstom, Bombardier, AnsaldoBreda, Skoda, а также в России — Усть-Катавским вагоностроительный заводом.

Усть-Катавский вагоностроительный завод для линий скоростного трамвая разработал базовую модель вагона 71-630. Трёхсекционный вагон оборудован узлами сочленения фирмы Hubner, двумя токоприёмниками, управляемыми каждый из своей кабины. Пол в средней части вагона — низкий (350 мм), конструкция моторной поворотной тележки при диаметре колеса 620 мм обеспечивает высоту пола над тележкой 750 мм.

Рама тележки опирается на колёсные пары через первую ступень рессорного подвешивания. Резинометаллические меги-амортизаторы улучшают вписываемость в кривые и гасят высокочастотные колебания (шум), идущие от рельсов. Заводом предусмотрено создание семейства вагонов на базе 71-630, как одно- так и двухкабинных, с выходом на одну или обе стороны, с разным числом секций, в зависимости от потребностей заказчика.

ktm_630

Вагон 71-630.

 

Компания Siemens представляет вагоны Avanto и Combino Supra. Недавно компания прекратила прием заказов на вагоны Combino, поставленные ранее в Амстердам и многие города Германии. Вагоны Combino Supra являются на сегодняшний день самыми большими трамвайными вагонами в мире — длина сочлененного вагона из 6 секций составляет 53,4 метра.

combino_plus

Вагоны Combino Supra в Будапеште.
Фото: Siemens.

 

Компания Bombardier представляет несколько семейств подвижного состава для трамвайных систем, рассчитанных на разные области применения. Самое массовое семейство Flexity Outlook — это многосекционные сочлененные полностью низкопольные вагоны с числом секций от 5 до 9. В составе вагона чередуются короткие секции, опирающиеся на тележки и более длинные навесные.

В производственной линейке корпорации Bombardier присутствуют так же вагоны семейств Flexity-Swift и Flexity Classic, представляющие собой 3-4 секционные сочлененные вагоны на поворотных тележках. Такое решение обеспечивает 70-80% низкого пола в вагоне (в отличие от 100% в семействе Flexity Outlook), но при этом такие вагоны мене требовательны к качеству пути.

flexity_marseille

Вагоны Flexity Outlook для Марселя.
Фото: Bombardier.

 

Корпорацией Alstom предлагаются вагоны семейства Citadis. Высокий уровень гибкости, заложенный в концепции, реализуется за счет использования предварительно собранных и испытанных модулей, которые можно устанавливать на последнем этапе сборки. В основе конструкции лежит сочлененный вагон со стальным или алюминиевым кузовом. Количество секций может изменяться от 3 до 7. Вагоны семейства Citadis эксплуатируются в 24 городах по всему миру, включая Париж, Мадрид, Барселону, Мельбурн.

citadis_bcn

Alstom Citadis, Барселона.

 

 
ОАО "ГОРОДСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА СКОРОСТНОГО ТРАМВАЯ"
создано Распоряжением Правительства Москвы в 2007 году с целью проектирования
и строительства городской пассажирской транспортной системы скоростного трамвая
  КОНТАКТЫ | КАРТА САЙТА