Cкоростной рельсовый транспорт в городах: современный подход к выбору транспортной системыУДК 711.7:075.8 А.С. Морозов, В.Э. Свириденков СКОРОСТНОЙ РЕЛЬСОВЫЙ ТРАНСПОРТ В ГОРОДАХ: СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ г. Москва С ростом автомобилизации в городах России актуальной становится задача обеспечения гарантий качества транспортного сообщения для горожан. При разработке Генеральных планов крупных городов необходимо произвести выбор транспортной системы, которая станет каркасом всей системы городского общественного транспорта с высоким качеством. Для создания такого каркаса подходят виды транспорта с многолетним опытом эксплуатации, надёжно зарекомендовавшие себя в климатических, экономических и социальных условиях России: метрополитен, железная дорога и трамвай (со скоростными участками). При наземном прохождении только рельсовый транспорт (трамвай, ж/д) обеспечивает бесперебойное сообщение в связи с тем, что автомобили физически не способны двигаться по рельсовому полотну с открытыми шпалами. Однако развитие железных дорог во внутригородском сообщении ограничивается достройкой дополнительных путей вдоль существующей ж/д сети при наличии внутригородских пассажиропотоков на этих направлениях. Системы рельсового транспорта, технически не способные работать с одноуровневыми пересечениями (наличие контактного рельса), являются, по сути, метрополитеном, включая так называемые «лёгкое метро» и «мини-метро», которые, не имея существенных отличий, снижают провозную способность на 25% при той же стоимости строительства. В отличие от метрополитена, трамвайный транспорт не имеет технических ограничений и обеспечивает полный спектр степени изоляции - от совмещенного полотна до изолированных участков, аналогичных метрополитену. Мировая практика не разделяет трамвай на виды «скоростной» и «традиционный»: в городах существует единая сеть трамвая со скоростными участками. Степень изоляции участка трамвайной сети (необходимость развязки в разных уровнях) определяется индивидуально для каждого пересечения, в зависимости от интенсивности движения трамвая и пересекающих потоков. Ключевой является возможность изменения скоростного режима по ходу следования трамвайного поезда. Маршрут трамвая может начаться на традиционной сети на совмещённом или обособленном полотне, а при слиянии нескольких линий на участке с высокой частотой движения перейти на полностью изолированную трассу так же, как автомобиль - с регулируемых улиц на скоростные автомагистрали. Такая схема применена в ряде городов мира (Бостон, Филадельфия, Сан-Франциско, Кливленд, Франкфурт, Ганновер, Кёльн, Антверпен, Вена и другие города). Для пассажиропотоков от 4 до 18 тыс. пасс. в час (т.п.ч.) в одном направлении метрополитен не является эффективным по стоимости и срокам строительства (табл. 1). На потоках от 18 до 25 т.п.ч. (более 30 пар поездов в час) потребуется создание изолированной трассы без одноуровневых пересечений как для трамвая, так и для метрополитена. Однако трамвай на этом диапазоне имеет важное преимущество - возможность ветвления и беспересадочного выхода поездов на сеть традиционных трамвайных линий. Поток на ветвях составляет не более половины потока основной магистрали (до 12,5 т.п.ч.), поэтому использование метрополитена на ветвях, а значит и на всей беспересадочной трассе, является нецелесообразным. Таблица 1. Характеристики видов городского рельсового транспорта
Мировой опыт показывает, что в коридорах от 4 до 25 т.п.ч. трамвай обеспечивает максимальное качество перевозок (скорость, надежность, беспересадочное сообщение). Никакие другие виды транспорта не могут сравниться с трамваем по экономичности, масштабируемости, удобству использования, вписываемости в окружающую городскую среду. За последние 20 лет трамвай заново открыт более чем в 100 городах мира, включая Лондон, Париж, Мадрид, Лос-Анджелес. С 1987 года темпы открытия новых систем трамвая в 2 раза превышают темпы создания новых систем метрополитена (рис. 1). К сожалению, трамвай незаслуженно забыт в России. Рис. 1. Динамика ввода новых систем рельсового транспорта в городах мира --------------------- 1. Развитию системы традиционного и скоростного трамвая необходимо уделять первоочередное внимание при разработке Генеральных планов городов России. 2. В городах с населением до 2 млн. человек система трамвайного транспорта со скоростными участками вполне может заменить метрополитен и стать каркасом системы общественного транспорта. 3. В Москве и Санкт-Петербурге также следует активно развивать традиционный и скоростной трамвай как дополняющий, а в ряде случаев - заменяющий линии метрополитена. Источник: Архитектура и современность: материалы IV Международной научно-практической конференции. - Пенза: ПГУАС, 2008 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОАО "ГОРОДСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА СКОРОСТНОГО ТРАМВАЯ" создано Распоряжением Правительства Москвы в 2007 году с целью проектирования и строительства городской пассажирской транспортной системы скоростного трамвая |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ОАО ГТССТ 2007 | КОНТАКТЫ | КАРТА САЙТА |